Адаптивное физическое воспитание с лицами пожилого возраста
Человек рождается с потребностью двигаться. Молодой организм требует движения.
И для людей молодого и зрелого возраста существует большой выбор реализовать эту потребность.
Однако современный образ жизни, удобства цивилизации приводит к дефициту движений.
Особенно это сказывается на пожилых людях. Процессы старения неизбежно изменяют здоровье человека.
Для людей пожилого возраста в настоящее время существует адаптивная физическая культура.
Именно адаптивная физкультура позволяет пожилым людям поддерживать здоровье в определенной норме. Возможности адаптивной физкультуры позволяют обходить, а иногда и исправлять проблемы со здоровьем пожилых людей.
Эти возможности реализуются за счет индивидуального подхода к каждому занимающемуся. И задачи адаптивных занятий физическими упражнениями принципиально отличаются от обычной физкультуры.
Смысл адаптивной физкультуры состоит в двух словах «не навредить».
А главное помочь людям с ограниченными возможностями здоровья не выпасть из общественного пространства.
Правильные методы и подходы адаптивной гимнастики помогают людям обеспечить потребность в движении.
Мы будем говорить о возрасте элегантности, как теперь принято называть возраст 60+.
У многих людей пожилого возраста имеются изменения сердечно сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и другие отклонения в здоровье. Из за этого они не могут выполнять многие физические упражнения. Кроме того выполнение упражнений требуют особенного подхода, чтобы не вызвать негативных изменений в организме человека.
Поэтому именно адаптивная физическая культура, с её разнообразным арсеналом средств предоставляет возможности для решения проблем, связанных с процессом старения.
В этом возрастном периоде на первое место выходит оздоровительно- восстановительная и профилактическая направленность физкультурной деятельности. Необходимо способствовать продлению активного периода жизни. Этому способствует оптимальный режим функционирования организма. Он поддерживает отпущенные природой (почти израсходованные в процессе жизни) телесно-двигательные и духовные силы.
Задачи, решаемые в процессе занятий по адаптивному физическому воспитанию, с лицами пожилого возраста, разнообразны:
— обеспечение оптимального уровня двигательной активности. Цель — сохранение и укрепление здоровья. Поддержание необходимого уровня дееспособности организма.
— совершенствование практических знаний, умений навыков движения.
— Получить возможность управлять своим телом и применять в жизни эти знания.
Используются разные формы адаптивных занятий физической культурой:
— занятия в коллективных группах.
В перечень этих групп входят виды физических занятий по интересам — это группы здоровья, клубы любителей бега, скандинавской ходьбы, группы ЛФК, центры здоровья при парках и спортивных сооружениях.
— индивидуальные занятия,
— самостоятельные занятия.
При выборе форм занятий необходимо обеспечить занимающимся возможность для проявления инициативы и самостоятельности. При этом развивать творческие и познавательные интересы. Человек должен получать удовлетворение от процесса занятий и радость от результатов.
По мнению большинства исследователей, лучшей формой считаются занятия проводимые инструкторами-методистами со специальным образованием, которые могут осуществлять врачебный контроль и обучить самоконтролю.
Это позволяет своевременно выявлять отклонения в здоровье занимающихся и дозировать нагрузку при выполнении физических упражнений.
Я преподавала в педагогическом колледжде такие предметы, как анатомия и физиология, основы здорового образа жизни, ОБЖ, которые включают вопросы медицинского характера.
После выхода на заслуженный отдых я продолжаю получать знания по физиологии организма человека. 8 лет я совершенствовала свое тело, занимаясь в фитнес клубе. Одновременно более трех лет получаю образование, занимаясь онлайн, на курсах:
— Основы природного оздоровления;
— Дыхание жизни;
— Опора здоровья;
— Психосоматика;
— Безопасное питание.
Результат этих занятий: Я, имея лишний вес, уменьшила свой вес на 30 кг.
Используя знания, полученные на учебах, не только онлайн, но и по письменным руководствам профессиональных врачей, я научилась правильному поведению здорового человека.
И каждый день, выходя на улицу, я встречаю знакомых и незнакомых людей с лишним весом. Я чувствую их боль, связанную с ухудшением здоровья. И стараюсь делиться своими знаниями.
Многие женщины, вдохновившись моим примером, уговорили меня заняться с ними адаптивной физкультурой. Люди тоже хотят исправить перекосы в своем здоровье.
Так начались наши занятия с женщинами 60+ В БИЦ Радуга. В основном это женщины , относящиеся к 1 медицинской группе, ( с умеренными возрастными изменениями или незначительными функциональными нарушениями отдельных органов).
Наши занятия проходят в оздоровительном и тренировочном двигательных режимах. Занимаемся уже второй год, женщины приходят с удовольствием, так как занятия бесплатные.
У нас имеется чат в Ватсапе «Солнечный зайчик», где мы общаемся постоянно, сообщаем какие принадлежности необходимо принести для занятия.
На занятиях, как правило, мы разучиваем упражнения:
— для утренней гимнастики,
— для шеи,
— для поясницы ,
— для расслабления в вечернее время.
Используем для некоторых упражнений скалки, мячи, полотенца и другие атрибуты.
При выполнении упражнений постоянно обращаю внимание:
— на чёткость и правильность выполнения.
Это необходимо для того, чтобы упражнения выполняли без боли, с определённой амплитудой.
При необходимости помогаю, если возникают трудности в выполнении.
Например: у одной женщины, не сгибается одна рука, поэтому, если надо поднимать руки вверх, предлагаю ей выполнять упражнение лёжа. Есть женщины после ортопедических операций, вместе с ними решаем об исключении некоторых упражнений для них из общего комплекса упражнений.
Кроме двигательных навыков стараюсь использовать теоретическое занятие по таким вопросам, как организация правильного питания, знакомлю с основами здорового образа жизни.
Постоянно обращаю внимание на правильное дыхание. На занятиях поддерживаем проявление положительных эмоций, так как это тоже очень важно для формирования психологического настроя.
Иногда после занятий у нас бывает чаепитие – это настоящая разгрузка, и такое общение сплачивает ещё больше. Ведь в этом возрасте необходимо общение, а иногда люди не знают где его найти .
Отдельно необходимо остановиться на естественной и доступной для нашей страны самостоятельной форме физического воспитания пожилого человека – трудотерапии на своих садовых участках. Здесь проявляются разнообразные трудовые процессы, имеющие массу положительных моментов для укрепления здоровья пожилого человека: пребывание на свежем воздухе; трудовые движения, стимулирующие физиологические процессы и функции внутренних органов.
Труд вводит человека в действие, вызывает функционирование как всего организма, так и отдельных его частей. В процессе такого труда развивается активная психическая деятельность.
Человек видит результаты своего труда, получает удовлетворение от работы. И часто люди говорят : « Летом я оживаю.»
Однако нельзя злоупотреблять трудотерапией, поскольку неумеренная физическая деятельность может привести к переутомлению, а в ряде случаев — послужить причиной обострения хронических заболеваний или травм. Поэтому необходимо информировать пожилых людей , как правильно организовать домашний труд и отдых, как вести самоконтроль физического состояния, способствовать формированию навыков, необходимых в быту и трудовой деятельности ( н-р, предупреждения травм позвоночника при подъёме и переносе тяжестей, работе в саду и др.).
Таким образом, на сегодняшний день для лиц пожилого возраста наиболее предпочтительной и доступной формой организации групповых занятий остаются занятия по адаптивному физическому воспитанию в группах здоровья.
А для самостоятельного поддержания здоровья идеально подходит – трудотерапия на садовых участках.
—